Главная » Статьи » Голос города |
Мосты в Санкт-ПетербургеПо обилию воды Петербургу принадлежит одно из первых мест в мире. В пределах города протекает более 90 рек, каналов и проток. Вода занимает более 10% территории города. В Санкт-Петербурге более 340 мостов. Первый из них был наплавным и соединял Заячий остров (где строилась Петропавловская крепость) и Петроградскую сторону (бывший Городской остров). Предположительно это место нынешнего Иоанновского моста, который является основным входом на территорию Петропавловской крепости. Нева глубока и судоходна в теплое время года. Для прохода судов основные мосты через Неву и Невку (ее приток) разводятся с апреля по ноябрь. ПОРЯДОК РАЗВОДКИ МОСТОВ Уже много лет установлен временной порядок разводки петербургских мостов в летний период: * первыми в 1.55 одновременно разводят Дворцовый мост до 3.05 и мост Лейтенанта Шмидта до 4.50 * вторыми в 2.00 разводят Володарский мост до 3.45 и Кировский до 4.00 * третьим с 2.10 до 4.40 Литейный * четвертым с 2.20 до 3.10 Тучков мост * пятым с 2.25 до 3.20 мост Строителей * шестыми в 2.35 одновременно разводят железнодорожный Финляндский до 4.45 и мост Александра Невского до 4.50 * последними в 2.45 одновременно разводят три моста: Большеохтинский мост до 4.55, а Гренадерский и Кантемировский до 3.45. В 3 часа 15 минут начинается новая волна разводки мостов: * в 3.15 откроет свои пролеты Дворцовый до 4.45) * с 3.40 до 4.40 одновременно разводят два моста Тучков и мост Строителей * с 4.20 одновременно разводят два моста: Гренадерский до 4.45 и Кантемировский до 4.50 * с 4.25 до 5.45 Володарский мост. * По предварительным заявкам разводят мост Свободы. * В 30 км от города на Мурманском шоссе находится Ладожский мост, его разводят утром с 8.00 до 9.00 и днем с 14.00 до 15.00. Человеку, который ни разу не бывал в Петербурге, покажется странным такое повышенное внимание к расписанию разведения мостов. Но стоит представить себе, что вы проживаете в гостинице Астория и задержались в гостях на Васильевском острове. Кажется, какая проблема? Садимся в машину, ведь это рядом. Смотрим на часы. Не тут-то было 3.00. Это означает, что вы отрезаны от своей гостиницы все мосты разведены. Другая ситуация: 2.10. быстрее направляйтесь к Большеохтинскому мосту, он будет открыт до 2.45. Что касается таксистов, они хорошо знакомы с этими правилами поведения в ночном Петербурге. Одна из самых серьезных проблем ремонт и профилактика механизмов разводных мостов. Всего в Петербурге 20 разводных переправ. Большая часть мостов прекращает разводку еще в середине ноября. У семи мостов на Большой Неве и двух на Малой Невке Тучкова и моста Строителей обязательные зимние каникулы начинаются обычно в декабре. Правда в течение нескольких дней мосты еще будут ждать появления какого-нибудь опоздавшего судна. Но нельзя замыкаться только на практической стороне. Кажется, что нет ничего более величественного, чем взмывающая в ночное небо мостовая с тротуарами, рельсами и фонарями, И нет ничего прекраснее, чем силуэты мостов, распахнувших свои крылья-пролеты над Невой. Одной из традиций Петербурга является прогулка в белую ночь по набережным Невы. В какой-то мере это даже признак взрослости. Ведь наступает момент, и тебе разрешают дождаться прихода Нового года, и тебя впервые берут смотреть, как разводят мосты над Невой. Наверное, тогда же приходит осознание того, что ты петербуржец. Самый старый из существующих мостов через Неву был открыт в 1850 году. Это Николаевский мост (ныне мост Лейтенанта Шмидта), сооруженный инженером С.Кербедзом. Самый первый чугунный мост в Петербурге появился в 1806 году на пересечении Невского проспекта и Мойки. Мост, носящий ныне имя Народного, построен по проекту архитектора В.Гесте. Самым длинным является мост Александра Невского через Неву. Его протяженность равна почти километру. Самый первый гранитный мост города был перекинут через Зимнюю канавку в 1763-1766 годах: это Эрмитажный мост, полностью сохранивший свой внешний облик до наших дней. Самый широкий мост нашего города - это Синий мост через Мойку. Его ширина 99 метров. Самый своеобразный из мостов Петербурга находится на участке соединения канала Грибоедова с Мойкой: это трехколенное сооружение, являющееся комбинацией из двух настоящих мостов (Мало-Конюшенного через Мойку и Театрального через канал Грибоедова) и одного ложного моста. Самый первый в городе алюминиевый мост был построен в 1969 году. Это пешеходный Коломенский мост, пересекающий канал Грибоедова. Самый большой пролет - 136 метров! Имеет Большой Охтинский мост. Самый старый мост в Петербурге - Иоанновский, перекинутый через Кронверкский проток и связывающий Петропавловскую крепость с площадью Революции. Сооружен мост в 1738 году. Самое длинное в мире разводное крыло имеет Литейный мост. Длина этого крыла - 67 метров. Большую роль в облике Санкт-Петербурга играют набережные и многочисленные мосты Северной Венеции. Практически каждая набережная своеобразна и неповторима, у рек и каналов свой собственный рисунок решеток. Их облик отличается исключительной законченностью и целостностью. Все пространство Невы разбито на набережные: * Дворцовая набережная левый берег Большой Невы, от Кировского моста до Дворцового * Набережная Кутузова левый берег Большой Невы, от Литейного моста до реки Фонтанки * Адмиралтейская набережная левый берег Большой Невы, от Дворцового моста до Сенатской (бывшей Декабристов) площади * Английская (бывшая Красного флота) набережная левый берег Большой Невы от Сенатской (бывшей Декабристов) площади до Ново-Адмиралтейского канала * набережная Стрелки Васильевского острова от Дворцового моста до моста Строителей, весь северный берег Васильевского острова * Университетская набережная от Дворцового моста до моста Лейтенанта Шмидта, юго-западный берег Васильевского острова * набережная Макарова левый берег Малой Невы, от Большой Невы до Тучкова моста * набережная Лейтенанта Шмидта правый берег Большой Невы, от моста Лейтенанта Шмидта до 22-й линии Васильевского острова * Петровская набережная правый берег Большой Невы, от Кировского моста до Большой Невки. Мостов в Санкт-Петербурге много, они построены в различное время разными архитекторами, но они традиционно неотделимы от облика набережных и города. Перечислить все невозможно, и обратим внимание лишь на некоторые. САМЫЕ-САМЫЕ МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Мост, с которого открывается один из самых красивых видов на город Кировский (Троицкий) - (1903 г.) через Неву. С одной стороны Летний сад, отель Санкт-Петербург. Петровская набережная. С другой стороны Петропавловская крепость, Стрелка Васильевского острова, Дворцовая набережная с Эрмитажем. Самый широкий (99,95 м) Синий (1818 г.) через реку Мойка на Исаакиевской площади. Название этого и двух других мостов (Зеленый и Красный) от цветов окраски первых деревянных конструкций. На набережной Мойки у Синего моста стоит необычное сооружение это водомерный столб. На поверхности этого столба отметки уровней, на которые поднималась вода во время наводнений. Самый протяженный мост Александра Невского, его длина с пандусом составляет 905,7 м. Сохранились два моста из тех, которые были сооружены на реке Фонтанке в XVIII в. Один из них Ломоносовский, у одноименной площади. Знаменит своими конями скульптора П.К.Клодта Аничков мост (1850 г.). Мост носит имя подполковника М.А.Аничкова строителя первого моста на этом месте (1715 г). Изящен и легок висячий пешеходный Банковский мост (1826 г.) через канал Грибоедова со златокрылыми грифонами. Название моста происходит от расположенного напротив здания бывшего Ассигнационного банка. Романтической легендой овеяно место возле Эрмитажного моста (1766 г.) через Зимнюю канавку у Дворцовой набережной. Небольшой гранитный спуск к воде под аркой, ведущей к Эрмитажному театру, неразрывно связан с героиней Пиковой дамы А.С.Пушкина. Отсюда Лиза, отвергнутая любимым, бросилась в воду, именно это место воспроизводят декорации в одноименной опере П.И.Чайковского. Петербург иногда называют музеем мостов, экспонаты этого музея гигантские металлические великаны с разводными пролетами, каменные горбатые крепыши и легчайшие ажурные фантазии. Их разнообразие еще больше украшает город на воде. География, история и др. Келколова гора расположена в семи километрах на юг от левого берега Невы и в пяти километрах севернее посёлка и железнодорожной станции Мга . Точные географические координаты: 59 46' 60 северной широты (59,78333) 31 1' 0 восточной долготы (31,01667). Место больше известно по названиям железнодорожных станций Горы , 45 км , Мга , 4 км , 6 км , Грибное … Чтобы лучше понять историю возникновения и развития этих мест, следует обратиться, прежде всего, к геологической истории нашей планеты. Много миллионов лет тому назад, когда полярная ось Земли проходила в районе современной Гренландии, здесь были тропики с постоянной температурой около 30?C, доисторические животные заселяли густые хвойные леса, смола которых впоследствии образовала огромные залежи янтаря. О богатстве и разнообразии биологических организмов этого края говорят большие запасы нефти и каменного угля по всему побережью Северного Ледовитого Океана. О том, что на месте современной Ленинградской области и Балтийского моря (включая Финский залив) была суша, свидетельствуют также отсутствие под толщей ледниковых отложений морских осадков и наличие подводных речных долин. Затем, в результате катастрофы (по одной из версий - падение крупного метеорита на Землю в районе нынешнего Мексиканского залива) земная ось сместилась относительно мирового пространства, а огромное количество поднятого взрывом дыма и пепла, который покрыл всё небо в течение нескольких суток, скрыло поверхность Земли от солнца на несколько лет. Это привело к чрезвычайно резкому похолоданию и замораживанию морей и океанов. Наступил ледниковый период. Вымерли животные - о факте мгновенного замерзания свидетельствуют найденные в районе Приполярья целиком сохранившиеся мамонты. Льды распространялись до широт современной Греции (30?-40? северной широты). Но ничто не вечно, шли тысячелетия, климат стабилизировался, и ледник постепенно таял. Окончательно он покинул эти места около 15000 лет тому назад, оставив после себя морену из крупных валунов, гальки, песка и глины. Обильное таяние льдов образовало, так называемое, Балтийское ледниковое озеро, которое около 13000 лет назад соединилось с океаном, образовав Иольдиевое море. Море это занимало всю территорию современной Балтики, Приневской низменности, Ладожского, Онежского, Ильмень и Чудского озера. Всё это объясняет, почему среди камней у сепараторов, намывающих песок из карьера в Келколово, можно найти впечатанные в известь окаменевшие морские раковины, камни с отпечатками кораллов и окаменевшие кости доисторических животных. Вообще считается, что известняки Балтийско-Ладожского глинта - самые древние горные породы. Они формировались в условиях мелких бурных морей ордовикского периода, существовавших 450-480 миллионов лет тому назад на территории Северной Европы. Иольдиевое (по моллюску Joldia) море просуществовало довольно долго. Лишь около 10000 лет тому назад в результате начавшегося тектонического поднятия, связь с океаном прервалась. Поднятие земной поверхности, а, следовательно, и отступления моря происходило в несколько этапов. Если взять поперечный разрез Финского залива от Пулковских высот до Карельского перешейка, то будет отчётливо видно три чётких уступа берега: первый – это нынешние Пулковские высоты, второй находится в районе современного проспекта Ветеранов в С-Петербурге и третий – нынешний уровень воды в заливе. Итак, около 9000 лет назад Проладога стала обособленным озером. На севере Карельского перешейка она имела выход в образовавшийся из Иольдиевого моря пресноводный Анциловый бассейн, восточный берег которого проходил в районе современного острова Котлин. Невы, как таковой, в ту пору ещё не было. На ее месте несли свои воды две реки (нынешние Мга и Тосна), между которыми (на месте будущих Ивановских порогов) находился водораздел. Река Мга, поворачивая от него, уходила на северо-восток и впадала в Проладогу, а Тосна, соответственно, на северо-запад и впадала в Анциловый бассейн. Примерно 7500 лет назад воды Северного моря хлынули через пролив в Анциловый бассейн, и родилось Литориновое (по названию населявшего его моллюска литорина - обитателя прибрежных районов, сильно опресненных речными водами) море. Местность начинала принимать современные очертания. Воды Литоринового моря были более соленые и более теплые, чем воды нынешнего Балтийского моря. За последние 15000-20000 лет этот период был самым теплым. На берегах Балтики и Ладоги появились неолитические поселения. Из-за тектонических сдвигов и понижения уровня океана Литориновое море стало сокращаться и отступать, в результате этой регрессии около 5000 лет тому назад образовалось Древне-Балтийское море, примерно в том виде, в котором оно есть сейчас. Финальным этапом стало образование реки Невы. Поднятие суши происходило неравномерно. Северная часть Ладожского озера находилась в области более быстрого поднятия земной коры, чем южная. Вследствие этого, протока на севере Карельского перешейка постепенно отмирала. Ладога начала переполняться. Воды озера покрыли значительные участки суши на южном побережье, затопив торфяники, древесную растительность и стоянки доисторического человека. Наполнение озера продолжалось до тех пор, пока его воды не затопили всю долину реки Мги и не подошли к узкому перешейку, разделявшему реки Мгу и Тосну. Наконец, воды озера, поднявшись более чем на 12 м и превысив уровень моря на 17-18 м, хлынули через водораздел и устремились по готовому руслу реки Тосны к Финскому заливу. В результате этого прорыва около 4000-4500 лет назад образовалась река Нева. В месте прорыва остались знаменитые Ивановские пороги. Спуск вод Ладожского озера после прорыва длился, очевидно, долго, так что Келколова гора за период своего существования один раз точно уже успела побывать островом… Таким образом, русло реки Невы не выработано ею самой, а составлено из частей двух чуждых друг другу рек. Окончательное формирование Невы и её дельты в, близких к современным, очертаниям восходит к памяти народов, заселявших эти места примерно 2500-3000 лет тому назад. Отсюда и название – неуа , что в переводе с древнескандинавского означает новая . Обратимся теперь непосредственно к истории возникновения и развития Келколово как населённого пункта. Первыми поселенцами здесь были лапландцы, т.е. жители с территории, занимаемой современными Латвией (Лапландия) и Эстонией (Эстландия), а также ижоры. Заселение этого края длилось тысячелетия. Люди шли сюда (на север) из тех мест, где происходил наибольший расцвет, и появлялась необходимость в расширении территории. Осваивая наиболее плодородные и пригодные для проживания места, они передвигались водными дорогами – реками, которые в то время были гораздо более полноводными и судоходными. Келколово было именно таким местом. Богатые леса и хорошие почвы давали возможность жить здесь фактически автономно. Ландшафт, защищённый со всех сторон реками (Мга, Нева, Мойка) и болотом, позволял круглый год чувствовать себя в безопасности от набегов славян, которые в силу отсутствия какого-либо походного снаряжения не могли преодолевать водные барьеры и делать грабительские вылазки дальше, чем на расстояние 10-15 км. Позже здесь проходил знаменитый путь из варяг в греки . Река Мга была на редкость удобной для обхода так называемых таможенных пошлин , взимавшихся за проезд через столицу Древней Руси – Старую Ладогу, и пользовалась огромной популярностью у торговцев, державших путь в сторону озера Ильмень. Келколово, как самая высокая точка в этом районе, служила для викингов промежуточной базой по дороге со Скандинавского полуострова на реку Волхов. Здесь пополнялись запасы продовольствия, фуража, строились и ремонтировались лодки, телеги, накапливались товары для отправки в Метрополию - Швецию. Название Келколово восходит примерно к тому периоду и переводится как келко лау - высокая гора . На карте 15-го века мы можем увидеть огромное количество названий вроде kelkula , kaukala и т.д. Происхождение этих названий обуславливается холмистостью ландшафта. Поэтому словосочетание Келколова гора , если вдаваться в подробности лингвистики, звучит как масло масленое . Русские здесь появились несколько позже, когда началась активная борьба России за Невский край после побед Александра Невского в 1240 году над шведами. Но это были походы, носящие единичный характер, и коренное население здесь не только осталось, но и успешно процветало. В переписных книгах Вотской пятины Великого Новгорода до 1500 года Келколово упоминалось в связи с железоделательным производством , которое здесь было хорошо развито. Тем не менее, места эти были для русского государства совсем неизведанные, о чём свидетельствует и карта 16-го века, где Келколова гора с прилегающими к ней территориями была для стороннего наблюдателя одним большим болотом. А ведь культура здесь была развита гораздо больше, чем во многих исконно русских селениях: активно развивалась торговля, промыслы по обработке железа, изготовления из местных материалов товаров купли-продажи (обработка кожи, изготовление одежды и обуви, тары для консервирования рыбы и овощей, средств передвижения: телег, лодок и т.д.). Земли эти фактически принадлежали Швеции, но, одновременно, были ничейные. Проживали в нём как русские, так и финны, эстонцы и латыши. Об этом говорят гравировки фамилий на старом сельском кладбище на вершине горы. Окончательный раздел сфер влияния в районе Невы произошёл после поражения шведов в Северной войне в первой четверти 18-го века. С основания в 1703 году Санкт-Петербурга и переводом в него столичных функций начинаются кардинальные изменения в географии всего северо-запада России. Прокладываются речные каналы и дороги для гужевого транспорта. Активизируется строительство частных дворцов и имений. Начинается рост торговли, перерабатывающих промыслов, строительства. Об освоении новых территорий и развитии культуры свидетельствуют документы 1705-го года, где поселения и реки в окрестностях Келколово уже официально называются и обозначаются русскими картографами. Выход в Европу через Балтийское море был обеспечен, в результате чего Россия превратилась в могущественную страну. В этих условиях путь из варяг в греки полностью потерял свой вес в истории России. Навсегда исчезли сотни поселений, дорог, потеряли былое значение реки. Но Келколово своих позиций не утратило. Это было сравнительно крупное поселение с развитой системой хуторных хозяйств. Центром была непосредственно Келколова гора, вершину которой занимало кладбище, существующее и по сей день. В те времена с него открывался потрясающий вид на прилегающие территории. Основным видом занятий местных жителей было сельское хозяйство: выращивание овощей, картошки, ржи, ячменя и льна. Много было лошадей, коров, овец. Значительное место отводилось рыболовству и охоте. В окрестных лесах было очень много медведей, лосей, зайцев, волков, рыси и белок. В более свободное время мужское население занималось ещё и промышленной заготовкой леса и древесного угля для растущего города Санкт-Петербурга. Всё это доставлялось на баржах по рекам Мга, Мойка и Нева. Жители занимались заготовкой грибов и ягод, обилием которых славились все окрестности. Примерно к этому периоду времени относится первое официальное упоминание поселения Мга , причём не в привычном для нас месте (южнее Келколово), а гораздо ближе к Неве, практически в устье реки Мги. На карте отчётливо видна развитая система дорог, многие из которых сохранились по сей день фактически в первозданном виде, и, как ни печально, в почти первозданном состоянии. Отчётливо просматриваются основные возвышенности, очерчены контуры болот. Интересная история получается и вокруг самого названия Мга . Этимология топонима не вполне понятна. Одни производят его от финно-угорского рыхлая земля , другие – от ижорского - баба . Как утверждает авторитетнейший знаток живого великорусского языка Даль, это слово произошло от русского сырой, холодный туман или мгла . На фоне такой неопределенности среди местных жителей бытует своя легенда: Мга – это инициалы Марии Григорьевны Апраксиной, личности, впрочем, довольно мифической. В роду Апраксиных женщины с таким сочетанием имени и отчества, похоже, не существовало. Да и само название уходит корнями во времена очень далёкие от Апраксиных, в старину так называли небольшую речку в болотистой местности (Мха, Муга). В начале 18-го века эта местность в 60 верстах от Петербурга стала вотчиной секретаря А.Д. Меньшикова Алексея Волкова. Затем в 1784 году Екатерина II пожаловала её графу И.А. Соллогубу. В начале 1810-х петербургский чудодей и купец М.А. Кусовников прикупил эти земли, а также крестьян и дворовых людей у помещиков соседних деревень, и его сын унаследовал имение уже с 594 душами обоего пола, 14 мукомолами и 15 кожевниками. Жалобы крестьян на жестокость Кусовниковых долго беспокоили начальство, а с конца 1825 до лета 1826 года в этих местах прошли крестьянские волнения. Самое интересное, что центральное поселение Келколово ни в одном документе не упоминается, что говорит о том, что посёлок жил какой-то своей, особой жизнью, и никогда никому из вышеупомянутых людей не принадлежал. Затем эти земли в 1837 году с публичного торга купила княгиня Т.В. Юсупова, ставшая полноправной хозяйкой деревень Пухолово и Погорелушки. Во второй половине 19-го века на княжеских землях была развита каменоломная и лесная промышленность, столярное и сапожное мастерство, имелись кирпичный и лесопильный заводы. Юсуповский поселок Мга Благовещенское - так называлось имение князей Юсуповых в Санкт-Петербургской губернии. Особую страничку в истории посёлка Келколово занимает почти весь 20-й век. Для строительства железной дороги от Обухова до Вятки власти откупили у Юсуповых земли, и в 1901 году уже на привычном нам месте появилась железнодорожная станция Мга. В 1905 году через нее прошел первый пассажирский поезд. Вокруг Мги тогда стоял густой лес, в котором князья Юсуповы любили охотиться. Позднее дачники арендовали здесь у Юсуповых 117 с половиной десятин. Газета Дачная жизнь в 1911 году писала, что близ станции Мга Северной линии к началу летнего сезона закончено много помещений, вполне пригодных как для летнего, так и для зимнего проживания . Новый дачный поселок стали называть Юсуповским. Сам посёлок Мга сформировался как пристанционный и дачный. В 1918 году вводится в эксплуатацию железнодорожная ветка Мга – Стекольный, организовывается железнодорожная больница и поликлиника. Революционные потрясения и гражданская война особо сильно ни Мги, ни, тем более, Келколово не коснулись. В 1927-ом году Мга становится центром целого района Ленинградской области, и всё больше обрастает домами мигрирующих в поисках рабочих мест жителей соседних деревень. Высоковольтная линия электропередач Нижне-Свирская ГЭС – Ленинград, прошедшая через Келколово, была сооружена в начале 1930-х годов в связи с постройкой каскада электростанций на реке Свирь, это была первая в России линия электропередач с напряжением 220 кВ. В 1932-ом в районе нынешнего города Кировска строится ТЭС, спроектированная для работы на торфе, для подвоза топлива от станции Мга до станции Невдубстрой в непосредственной близости от хуторов Келколово прокладывается железнодорожная ветка. Всё это изменило ландшафт местности и привычный уклад жизни сельчан. Организовывается колхоз. Посёлок Дачное на реке Мга был основан летом 1938-го года как дачное поселение для рабочих предприятий города Ленинграда, обеспечивался электричеством от индивидуальных аккумуляторных погребов. Летом 1941-го года люди впервые приехали на отдых, но не надолго: началась Великая Отечественная война. В посёлке разместились немецкие воинские части. Отдельные кирпичные дома были разобраны для укрепления ДОТов в лесу. В августе 1941-го года, когда немецкие войска перерезали все коммуникации Ленинграда с юга, а финская армия - с севера, железная дорога, идущая через станцию Мга, оставалась единственной, связывающей Ленинград со страной. По свидетельству очевидцев, все последние дни того августа шли проливные дожди, дороги были размыты и непригодны для продвижения, наступление немцев задерживалось. Может быть, это всего лишь домыслы, а, может, вынужденный шаг немецкой армии из-за невозможности продвижения по дорогам, но бытует слух, что 28.08.1941 в этом районе был высажен десант. Так или иначе, но ничего больше по этому факту не известно. По официальным источником известно, что для взятия железнодорожной станции Мга и горы Келколово немцами была использована 20-я моторизованная дивизия Вермахта. 29-го августа немцы, наступая с запада и юга, взяли под контроль все подступы ко Мге, и уже 30 августа им, с большими потерями, удалось перерезать железнодорожную ветвь. Русским в защите города Мги благоприятствовала местность, покрытая плотным кустарником. Тем не менее, к вечеру этого дня немцами (прорвавшимся 76 пп) уже была занята восточная часть вокзала. 31-го числа немцы подтянули с юга ко Мге 1-й дивизион 20-го артиллерийского полка. Атака на горы захлебнулась из-за ожесточённого сопротивления русских в мелколесистой местности, южнее железнодорожного полотна. В тот же день 1-м батальоном 76 пп вдоль железной дороги на Келколово. Всюду немцы наталкивались на разрозненные очаги сопротивления. 1-го сентября на рассвете русские войска пытались отбить железнодорожный мост в районе Гор, и снова атаке благоприятствовала местность. Немцам удалось отбить её только пулемётным огнём с близкого расстояния. В тот день русские несколько раз пытались атаковать Горы, как при поддержке пехоты и кавалерии, так и танковыми войсками. Немцы оставались в Горах, но из-за постоянно прерывавшейся связи потери были очень значительные. К вечеру русские войска проникли в леса южнее города Мга. Возникла угроза окружения группы немецких войск. 2-го сентября во Мгу прибыл немецкий танковый батальон с вестями о том, что посёлок Горы находится в окружении русских войск и испытывает трудности в продовольствии и боеприпасах. Активизировалась деятельность русской истребительной авиации. Поскольку Мга также находилась под угрозой окружения, группе немецких войск пришлось отважиться на более решительные действия, при поддержке танкового батальона, в ходе кровопролитных боёв, повлекших огромные потери с той и другой стороны, для немецких войск становится возможным удержание Гор и Мги. Русские укрепляют свои позиции севернее железнодорожной ветви Мга-Горы, и ведут постоянный обстрел автодороги, по которой немцы пытаются вывозить раненных из Гор и подвозить снабжение из Мги. Всё сообщение осуществлялось танками. Немцы рапортовали о необходимости поддержки с воздуха. Как только 3-го сентября фашистский 126-й истребительно-противотанковый дивизион начал разведку в направлении Келколово, русские начали наступление на Мгу с востока, кроме того, им удалось отрезать немецкую группировку в Горах. Но, несмотря на успешное начало, операция по освобождению города Мга проваливается. Вступившие в бой с востока батальоны из Архангельска и Ярославля отступают за речку Мойку. Подоспевшие им на помощь свежие части из Ленинграда были разбиты немцами и взяты в плен. Одним из самых кровопролитных дней в истории взятия этих мест было 4-ое сентября 1941-ого года. За этот день немецкая 20-ая моторизованная дивизия зачистила весь лесной массив южнее Келколово, полностью оккупировала Горы и Дачное. Несколько авиа-налётов существенно ухудшили положение русских войск. Единственным опорным пунктом для них оставалась Келколова гора. В этот день немцы впервые примели по Ленинграду и Шлиссельбургу дальнобойную артиллерию. 5-го сентября немцы собирали силы для окончательного рывка через Келколово к Неве и Ладожскому озеру. Русские предприняли последнюю попытку по контратаке: всё утро вели обстрел посёлка Горы танками и артиллерией. Это была последняя контратака. Утром 6-го сентября при поддержке авиации стартовало повсеместное наступление немцев. В 5 часов утра начались последовательные авиа-налеты 1-го и 8-го авиакорпусов Вермахта большими силами в район севернее Горы и севернее железной дороги Мга - Горы. Попадания были очень удачными, что явилось хорошей предпосылкой к начавшейся операции. 1-й батальон 90 пп вместе с 409 пп (122 пд) атаковал в 8 часов утра фланг лесных позиций русского плацдарма вдоль железнодорожной насыпи у вокзала Горы фронтом на северо-запад в направлении моста через Неву. В тяжелом лесном бою немцам удалось закрепиться на местности. В 10:45 началось общее наступление. Уже в 11:00 немецкому командованию было доложено об ожесточённых лесных боях в 2-х километрах севернее Мги. 2-й батальон 424 пп был задействован восточнее для прорыва на Келколово. 3-й батальон 76 пп вел бой в 2-х километрах севернее железной дороги Мга-Горы у лесного ручья. Точные бомбовые удары немецких авиакорпусов сильно ослабляли сопротивление красной армии. В 13.30 Келколово было взято подразделениями 424 пп. 3-й батальон 76 пп успешно продвигался и подошел к Мустолово, сопровождаемый 30-ым мотоциклетным батальоном. Легкие батареи 20 ап перенесли свои позиции в северном направлении. Одновременно велась подготовка к перемещению 7-й и 9-й батарей 20 артиллерийского полка в район севернее Горы. 1-й батальон 76 пп также повернул на Мустолово и овладел этим поселком в 19 часов. Одновременно танки совершили бросок в направлении Анненское к перекрестку шоссейной и железной дорог. 3-й батальон 76 пп овладел и этим населенным пунктом. Из-за сумерек наступление 90 пп приостановлено. Огнем артиллерии отражена контратака русских у железнодорожной насыпи. Уже 7-го сентября Мустолово становится командным пунктом дивизии. 8-го сентября 1941 кольцо блокады Ленинграда сомкнулось. В годы войны в селе Келколово размещались крупные войсковые соединения немцев, отряды Гестапо и СС со своими штабами. Непосредственно на вершине горы были установлены мощные артиллерийские комплексы для нанесения ударов по защитникам Невского пятачка. В лесных массивах, ближе к посёлку Дачное размещались штабы армий фронта немцев. Все проходы и дороги были заминированы. Чуть южнее Келколово, в лесах по дороге на Мгу, располагался крупный фронтовой немецкий госпиталь и кладбище, о чём свидетельствует огромное количество очень больших по размеру осыпавшихся блиндажей и непосредственно кладбище в самом начале садоводства Заря , на его месте разметили стадион, и сейчас там футбольное поле. Более мелкие госпитали и кладбища были также разбросаны по всему посёлку. Здесь полностью полегла одна из дивизий НКВД, останки бойцов ушли под землю и покоятся на территории современных улиц 16-я, 17-я, 18-я садовая садоводства Заря . Защитниками и освободителями посёлка Келколово во время ВОВ были многие члены вышеупомянутого садоводства, но их, к сожалению, уже нет в живых. Дорога Келколово-Путилово, проходящая вдоль разрушенной во время войны высоковольтной линии сыграла довольно ощутимую роль в успехе Красной армии. Это была единственная артерия, обеспечившая в Синявинской операции 1942 года возможность соединения войск, прорывавшихся через речку Черную в район севернее Мги. До сих пор сохранились руины бетонного моста через реку Черную и немецкие окопы по правому берегу реки Черной, к югу от дороги. В годы Великой Отечественной Войны 1941-45 годов деревни Келколово, Мустолово и Анненское были почти полностью сожжены, многие жители расстреляны, а эстонцы и финны летом 1943-го года были вывезены немцами в Эстонию. Во Мге находились два концлагеря: для военнопленных и гражданского населения. Жителей тогда осталось совсем немного, многие потом уехали в другие места, иные поумирали, последние свидетели былого Келколово дожили до 90-х годов 20-го столетия, а дома их стоят и по сей день. Как и в 1941-ом году, когда ленинградцы в боях за железнодорожный узел Мгу искали для своего города спасения в сопротивлении, так и в 1943-ем году они возлагали надежды, что с взятием Мги последует и его освобождение от блокады. 21 января 1944 были окончательно ликвидированы окружённые в предыдущих боях разрозненные группы разгромленных немецко-фашистских частей. Сломив сопротивление противника, русские войска овладели городом и железнодорожным узлом Мга, а также с боями заняли населённые пункты Павлово, Мустолово, ЦНИГРИ, Келколово. Под бомбежками и обстрелами во Мге устояла церковь Св. Николая, где после войны открыли клуб. После войны храм взорвали, соорудив из церковного кирпича жилые дома. Линия электропередач в Келколово восстановлена от разрушений во время войны, летом 1944-го года сразу после снятия блокады Ленинграда. В конце 40-х годов в районе нынешней железнодорожной станции 6 км были построены казармы для солдат и офицеров 217-го отдельного отряда разминирования Ленинградского фронта воинской части 13549, проводившей разминирование окружающей местности от немецких минных полей и прочих неразорвавшихся снарядов и бомб. Их братское захоронение находится на развилке дорог в посёлке Дачное . Над памятником сейчас шефствует Павловская средняя школа. В начале 50-х годов началась добыча песка для кирпичного завода в Павлово-на-Неве. Завод был построен в конце 40-х годов для производства стройматериалов, идущих на восстановление Кировска и Ленинграда. Первоначально песок добывался рядом с заводом и по берегам Невы, а уже потом, с 1953-го года перешли на интенсивную разработку Келколовой горы. Кладбище, то есть саму вершину, сносить не стали, но обкопали её со всех сторон, и получилось, что над окрестностями возвышается небольшой островок леса на обрыве. К тому же на нём разместили водонапорную вышку, снабжающую окрестное садоводство в котловане и карьероуправление водой. Во Мге в июне 1960-го основывается Мгинский хлебозавод. В декабре того же года эти земли входят в состав Тосненского района Ленинградской области. Земли колхоза Келколово в 1967-ом году были переданы под дачные участки садоводству Заря . На месте деревни Мустолово и по берегам реки Мойки в это время также активно начинали строиться дачные домики. Шоссе от кирпичного завода в Павлово-на-Неве до Келколово было проведено в 1970-х годах. До этого периода вывоз песка проходил через лес мимо братского захоронения воинов-минёров. После передачи Мги в состав Кировского района Ленобласти в 1977-ом пошла особенно активная добыча песка. Бассейн карьера начал заполняться водой из пробившихся родников. Анализ воды свидетельствует о её принадлежности к доисторическому периоду. В 1980-х годах в средствах массовой информации широко обсуждался проект строительства третьего по счёту Ленинградского аэропорта, местом для его строительства, по слухам, был выбран район Мги. В начале 90-х добыча песка затухает, технику разворовывают. И лишь к 1995-ому году карьер вновь начинают расширять, вновь запустив по нему плавающий земснаряд. В 1998-ом году образовывается ещё несколько садоводств по берегам карьера. Летом по выходным сюда постепенно начали стягиваться люди, место стало популярным и известным. В 2000-2001 году во Мге снимается фильм Сергея Бодрова Сёстры , с которым он успешно дебютирует в режиссуре. Фильм быстро стал лидером кино- и видео-проката среди российских фильмов, завоевал множество международных наград на кинофестивалях. Подборка материала. Александр Четвергов Источники: http://www.saint-petersburg-hotels-accommodation.ru/doc-njq0-bridges.html, http://dacha-50km.narod.ru/info/stati/index.html | |
Просмотров: 595 | |
Всего комментариев: 0 | |